Leomax

Аренда автомобилей — краткий ликбез
Собираясь первый раз взять в аренду автомобиль на отдыхе, турист неизбежно сталкивается с массой вопросов. Как определить, надёжно ли агентство? На какую сумму рассчитывать? Включена ли страховка в стоимость и зачем платить залог? Что делать в случае ДТП? И несмотря на то, что правила проката машин зачастую порядочно различны от страны к стране, общие правила можно выделить всегда. Например, лицам моложе 18 лет автомобиль напрокат не дадут ни в одной стране мира, будь у них, вундеркиндов, хоть пятилетний водительский стаж. Кроме прочего, нелишне будет проверить авто на предмет повреждений, по крайней мере, видимых, — некоторые недобросовестные конторы могут впаять вам в вину виртуальное ДТП. Ну и разумеется, необходимо вооружиться правами международного образца, несмотря на то, что в ряде стран прокат возможен по российским правам. Об этом и многом другом — ниже.


Необходимые документы

Начнём с главного — документов, ведь именно по ним в ваше временное пользование будет предоставлен дорогостоящий агрегат из железа и электроники, и ошибиться на предмет личности такого временного владельца не захочет даже самая безалаберная прокатная контора. Для аренды авто за рубежом вам потребуется копия основного документа, удостоверяющего личность (в данном случае — загранпаспорта), и оригинал действительных водительских прав.


Несмотря на то, что в некоторых случаях (особенно это относится к неевропейским странам) у вас могут попросить оставить паспорт в залог, делать это решительно не рекомендуется: документ элементарно может быть потерян, и для вас это обернётся головной болью при возвращении в Россию.


Общие требования к правам — они должны быть международными (книжечка с данными на французском языке, а не пластиковая карточка). Международные права легко получить в любом региональном отделении ГИБДД, предоставив оригинал национальных прав и оплатив госпошлину 1000 RUB. Однако в ряде стран — в основном «пофигистичного» толка: Балканы, Северная Африка, Латинская Америка и т. п. — всячески привечая иностранного гостя, вполне довольствуются российскими внутренними правами.


Возраст водителя

Официальные международные требования к возрасту водителя — не ниже 18 лет. При этом «запас» водительского стажа, как правило, начинается от года, а в большинстве случаев — от двух лет. И если по части опыта вождения агентства ещё могут сделать скидку, стремясь к выгоде — в Турции, к примеру, вполне можно арендовать авто, имея за плечами год водительской «жизни» — то рассчитывать на то, что закроют глаза на возраст, не стоит: при возможном ДТП с участием несовершеннолетнего водителя в ряде стран агентству грозит лишение лицензии.

В некоторых европейских странах взять машину напрокат могут лица, не моложе 19 лет — это, в частности, относится к Эстонии и Норвегии. Финны и швейцарцы, а также болгары выдадут авто водителям не моложе 20 лет, а в подавляющем большинстве прочих европейских стран (например, во Франции) — не моложе 21 года. В Люксембурге арендовать машину могут лица от 23 лет. Кроме прочего, имеются ограничения по возрасту для проката ряда марок — как правило, представительского и эксклюзивного класса. Машину «с именем» не дадут напрокат, если потенциальный водитель младше 25 лет и имеет меньше 3 лет водительского стажа.


Удобство европейских операторов в том, что они располагают разветвлённой сетью офисов: можно забронировать получение автомобиля, скажем, в Германии, а сдачу — в Италии.


Аренда авто



Правила получения и сдачи авто

При предварительном бронировании аренды автомобиля через сайты прокатных агентств вас попросят указать пункт приёма и пункт сдачи машины. Удобство европейских операторов в том, что они располагают разветвлённой сетью офисов и благодаря объединённому шенгенскому визовому режиму можно забронировать получение автомобиля, скажем, в Германии, а сдачу — в Италии. Будьте внимательны — при этом может взиматься наценка за несовпадение начального и конечного пункта, и она может зависеть от расстояния «пробега». При этом обычно, если машина берется на 3 дня и более, её можно сдать в другом городе без дополнительной платы.

По части заполненности топливного бака, в Европе принято получать машину с полным баком и сдавать также с полным баком.


Если вы берёте полностью заправленный автомобиль, а возвращаете с половинным запасом бензина, вероятнее всего, с вас возьмут штраф, превышающий стоимость недостающего топлива, так что имеет смысл потратить пять минут времени, заехав предварительно на заправку.


Правила получения и сдачи авто


Оплата и залог

Если вы бронируете автомобиль через Интернет, вас либо попросят оплатить полную сумму банковской картой онлайн, либо заблокируют какую-то часть средств на счёте — например, за один или два дня аренды. Тем не менее, стремясь заполучить клиента, всё большее число международных агентств применяют мягкие условия проката — предварительная плата не берётся вовсе, а отмена без штрафов возможна даже за сутки до предполагаемого начала аренды. Уточнять, что полная оплата аренды должна быть произведена до её начала, думается, нет нужды.

Залог за аренду автомобиля попросят оставить практически в 90 % случаев. Как правило, на банковской карте блокируется определённая сумма, которая будет возвращена через несколько дней (максимум — две недели) после окончания аренды без происшествий. Впрочем, характерная тенденция последних лет — всё большее количество агентств не берут залога: во-первых, угон невозможен — практически все автомобили оборудованы системой GPS, да и вычислить водителя-иностранца по данным прав не составит труда, во вторых, полное страхование прокатных авто гарантированно покроет ущерб и от серьёзного ДТП, и от угона.


Иногда в стоимость проката включается только базовый страховой пакет, а покрытие полного (включающего, например, угон) предложат оплатить дополнительно.


Страховка и ДТП

Страховка автомобиля, как правило, входит в стоимость аренды. В большинстве случаев агентства обязаны застраховать свой автопарк по полному варианту страховки — включая повреждения автомобиля в результате действий данного и прочих водителей, угон, пожар и т. п. Однако иногда в стоимость проката включается только базовый страховой пакет, а покрытие полного (включающего, например, угон) предложат оплатить дополнительно. Разумнее решать в каждом конкретном случае, полагаясь на здравый смысл и трезво оценивая дорожное движение и общую безопасность в стране.

В случае ДТП необходимо в первую очередь известить прокатное агентство и следовать их указаниям. Как правило, процедура не отличается от аналогичной ситуации при вождении собственного авто: вызывается дорожная полиция, которая оформляет необходимые документы, включая схему происшествия. Лучше не стоит пытаться «договориться» — вы не знаете законы иностранного государства и по неведению можно нарваться на гораздо большие денежные затраты.